Юрий Недашковский: Следующий год станет решающим для проекта создания Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива

Строительная готовность объектов Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива с украинских АЭС составляет более 72%. Об этом президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский сообщил во время обхода строительной площадки ЦХОЯТ в рамках выездного заседания межведомственной рабочей группы и штаба «Строительства Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива реакторов ВВЭР АЭС Украины», которое состоялось 28 марта в Чернобыль. В мероприятии, в частности, приняли участие председатель Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения Виталий Петрук, председатель Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Григорий Плачков, директор департамента ядерной энергетики и атомно-промышленного комплекса Минэнергоугля Украины Олег Кориков, представитель Офиса Министерства энергетики США (DOE) в посольстве США в Украине Эдвард Ордонез, директор департамента регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства Киевской облгосадминистрации Сергей Золин, представители г. айонних адмистраций, руководители проектных и строительных организаций, задействованных в проекте, и другие.

Юрий Недашковский отметил, что параллельно с работами, которые выполняются непосредственно на площадке ЦХОЯТ, Энергоатом работает над модификацией оборудования для обращения с отработанным ядерным топливом в соответствии с технологией Holtec International. «На трех атомных электростанциях – Ровенской, Южно-Украинской и Хмельницкой АЭС модификация перегрузочных машин энергоблоков, большой объем работ осуществляется по модернизации кранов полярной действия, которые расположены в герметичном контаймента реакторных отделений энергоблоков. Возможность выполнить соответствующие работы существует только во время планово-предупредительных ремонтов, когда энергоблока остановлены. И такую ​​работу мы синхронизируем со сроками изготовления оборудования. Сейчас на заводах Holtec в США интенсивно производится и поставляется в Украину оборудования для перегрузки и транспортировки отработанного топлива, а также оборудования для его хранения в ЦХОЯТ. Уже принято и поставлено в Украину 47 из 56 единиц основного и вспомогательного оборудования », – уточнил Юрий Недашковский.

Он отметил, что в Энергоатома отсутствуют проблемы с финансированием строительства Централизованного хранилища ОЯТ. «Нет проблем с финансированием ни работ, выполняемых непосредственно на площадке Хранилища, ни с работами на атомных станциях. Как известно, Энергоатома удалось привлечь для строительства ЦХОЯТ средства на американском фондовом рынке в сумме 250 млн долл., Благодаря чему работы по этому проекту выполняются очень ритмично. Это практически единственный наш объект, при строительстве которого мы не чувствуем дефицита средств », – подчеркнул руководитель Энергоатома.

Говоря о выполнении графика строительства ЦХОЯТ, Юрий Недашковский напомнил, что в первом квартале 2020 планируется завершить строительные и пуско-наладочные работы. «Во втором квартале следующего года планируется начать ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса этого объекта, установив первые контейнеры с ОЯТ в зоне хранения Хранилища. Таким образом следующий год станет решающим по всем направлениям реализации проекта создания в Украине собственного ЦХОЯТ », – отметил глава Энергоатома.

Он также отметил, что в порядке контроля за ходом выполнения работ Энергоатом тесно сотрудничает не только с подрядными организациями, задействованными на строительстве, но и с Киевской областной администрацией, администрацией зоны отчуждения, местными администрациями Иванковского и Полесского районов и города Славутич. «К этому процессу также привлечены Министерство инфраструктуры Украины, Укрзализныця, которая выполняет свою часть работ по строительству подъездного железнодорожного пути к ЦХОЯТ», – добавил Юрий Недашковский.

Президент Энергоатома затронул вопрос постепенного отчисления 10% общей стоимости строительства ЦХОЯТ на социально-экономическое развитие прилегающих к Хранилища территорий. «На сегодняшний день приняты акты выполнения работ на общую сумму 1500000000 грн, таким образом мы готовы перечислить 150 млн грн по заявкам Ивановской, Полесского районов и города Славутич», – отметил Юрий Недашковский.

В свою очередь, докладывая в ходе заседания штаба строительства ЦХОЯТ, генеральный директор ОП «Атомпроектинжиниринг» НАЭК «Энергоатом» Юрий Шейко подчеркнул что работы по проекту ведутся согласно графику. В частности, он сообщил, что полностью выполнены строительные работы по объекту строительства «Подъездная железнодорожная колея в ЦХОЯТ», завершается обустройство автомобильных дорог вдоль подъездного пути. «По срокам сооружения ключевых объектов Централизованного хранилища отставания нет», – подчеркнул Юрий Шейко.

Справка. Из-за отсутствия собственного централизованного хранилища Украины вынуждена каждый год тратить до 200 млн долл. на оплату услуг по вывозу и переработке отработанного ядерного топлива (ОЯТ) на территории России. Контракт на строительство ЦХОЯТ между Энергоатомом и победителем соответствующего тендера компанией Holtec International был подписан еще в 2005 году, однако по ряду причин, в том числе из-за изменения политической конъюнктуры проект долгое время был фактически заморожен. Реальная работа по этому проекту возобновилась в 2014 году, а строительные работы на площадке ЦХОЯТ, расположенном в зоне отчуждения ЧАЭС, начались в ноябре 2017 года. Генеральный подрядчик по строительству – компания БК «УКРБУДМОНТАЖ». Срок ввода в эксплуатацию 1-го пускового комплекса запланировано на 2020 год. ЦХОЯТ станет автономной ядерной установкой, которая обеспечит длительное хранение (100 лет) ОЯТ с действующих энергоблоков РАЭС, ХАЭС и ЮУАЭС. Для хранения ОЯТ будет использоваться технология поверхностного «сухого» хранения с применением двухбарьерной системы изоляции ОЯТ от окружающей среды, обеспечивается оборудованием специально спроектированных инженерных систем контейнерного типа. Проектная вместимость ЦХОЯТ составит 458 контейнеров HI-STORM, которые смогут вместить в себя 16 529 отработанных топливных сборок.

25.3.2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *